Родилась в Архангельске, окончила с серебряной медалью среднюю школу и поступила в Архангельский государственный педагогический институт им. М.В. ломоносова, который окончила, получив диплом преподавателя русского языка и литературы.

Во время учебы в АГПИ принимала активное участие в движении студенческих отрядов. В период третьего трудового семестра в 1989–1991 годах в составе студенческого отряда экскурсоводов «Биармы» работала экскурсоводом в Соловецком историко-культурном и природном музее-заповеднике.

В 1992 году бывшие бойцы СОЭ «Биармы» студенты ПГУ работали экскурсоводами на основных маршрутах Соловецкого музея-заповедника (провели 990 экскурсий), дежурили в Ботаническом саду, убирали мусор по заданию реставрационной мастерской В. Сошина «Палата» на реставрируемых объектах и т.п. Среди этой «восьмерки» была и Наталья Шулакова.

На Соловках сформировался интерес к древнерусской архитектуре и искусству. Одна из курсовых работ в ПГУ была посвящена анализу архивных документов Соловецкого монастыря, в следующем вузе – слюдяному промыслу, в т.ч. в Соловецком монастыре.

Музейную карьеру продолжила в 1993 году научным сотрудником в Архангельском музее изобразительных искусств, проработав в этой должности до 1997 года. В 2000 году работала PR-менеджером в музее архитектуры им. А.В. Щусева.

Окончила Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, получив диплом искусствоведа. В 2013 г. выпускная дипломная работа Н.М. Шулаковой была опубликована издательством «Даниловский благовестник» в книге «Крест в русском небе. Надглавные кресты России» и получила Диплом лучшего иллюстрированного издания на VII открытом конкурсе изданий «Просвещение через книгу» Русской Православной церкви.

С 2016 года по настоящее время директор музея истории САФУ им. М.В. Ломоносова. На базе Музея регулярно проходят встречи ветеранов и участников движения студенческих отрядов, организуются фотовыставки и экспозиции о ССО, проводятся презентации книг и журналов об истории студотрядов. Воспоминания Н.М. Шулаковой вошли в первую книгу об истории студенческих отрядов Архангельской области, охватывающей период 1966–1991 годов и специальный выпуск журнала «Известия Русского Севера» об истории студенческого отряда экскурсоводов «Биармы» (в 2020 году).

Член Совета ветеранов студенческих отрядов Архангельской области с 2018 года. Принимает активное участие в мероприятиях Архангельского регионального отделения «РСО».

За активную работу по пропаганде и развитию движения студенческих отрядов отмечена благодарственным письмом Губернатора Архангельской области в 2018 году и благодарностью АРО МООО «РСО» в 2019 году.

Из воспоминаний Н.М.Шулаковой

Мы застали, пожалуй, самое интересное время на Соловках – время Перестройки. В 1990–1991 годах, после выхода на экраны фильма «Власть соловецкая» мы стали свидетелями и небывалого спроса на студентов-экскурсоводов. Документальный фильм вызвал огромный поток туристов, которых привозили на острова одновременно два крупных морских лайнера из Мурманска – «Еланская» и «Тарасова»; из Архангельска туристов доставляли «Татария» с «Буковиной», из Северодвинска «Юшар». Тогда же приходили небольшие пароходы с 2–3 группами из Карелии и Онеги, прилетали 2–3 самолетные группы, а один сезон дополнительно к ним даже работало судно на воздушной подушке групп на 10 (экскурсии начинались с 6 утра). Так что нам иногда приходилось проводить по 2–3 продолжительных экскурсии в день. Но после путча в 1991 году и последовавшего за ним развала системы советского туризма наш отряд в 1992 году остался практически без работы…

Самое главное в этом студотряде – возможность приобщения к Соловкам, к самим островам и удивительному народу, который они собирают.  «Осоловев», мы и теперь, спустя годы, стремимся на Соловки. Самое главное наше обретение — это соловецкие знакомства, друзья, с которыми сохраняем отношения до сих пор…

В то время по реставрационным лесам можно было забраться на самую вершину собора или колокольни — там мы наблюдали сказочные соловецкие рассветы и закаты, откровенничали, доучивали тексты экскурсий (400-страничная методичка текста экскурсии С.Г. Рубцова – тогда методиста музея – была одна на весь отряд, мы вынимали листы особо сложной главы и удалялись в укромное местечко её учить)

Непонятные слова/термины (главным образом, архитектурные или из церковной жизни) мы обсуждали после экскурсий. И всегда кто-то во время обеденного перерыва приносил пару забавных вопросов от туристов, и получив ответ, спешил сообщить его любопытным. У нас была такая гидовская уловка: «Ответ на этот вопрос вы узнаете на следующей остановке нашего маршрута». Работа экскурсоводом воспитывает и оттачивает многие ценные навыки – ораторское искусство, умение держать аудиторию, изворотливость, терпение, выносливость, организованность… Не было энциклопедий под рукой, не было интернета, но знаниями мы обрастали постоянно, прямо «в бою», и уже на второй год вполне уверенно вели свою группу, а на третье лето вели экскурсии «на автопилоте», иногда думая совершенно о другом.

Туристы очень хорошо принимали нас тогда, задавали много вопросов, и НИ РАЗУ за 4 лета, проведенных на Соловках, мы не столкнулись с каким-то негативом или разочарованием со стороны путешественников, получивших вместо музейного экскурсовода — студента. Мы росли профессионально, и некоторые позднее выбрали профессию музейщика. Если в другие стройотряды студенты записывались преимущественно для заработка, то нам платили очень немного, и главным мотивом участия в «Биармах» было, конечно, пребывание на Соловках. Это хорошо понимали и в Соловецком музее, и однажды, в благодарность за ратный труд, пригласили нас в зимнюю поездку на Соловки!

Трое из биармов нашего периода, после окончания вуза, были приглашены в 1993 году работать в Соловецкий музей. Я им здорово завидовала.

Мне часто доставались питерские группы, приезжавшие по маршруту «Север заповедный» – как правило, они состояли из старушек, которые слушали внимательно, но совершенно не могли грести на озерном маршруте. Однажды мне пришлось связать цепочкой лодок семь (в группах было по 30–40 человек), сесть в первую и самой вести эту «флотилию» по нескольким озерам. Хорошо ещё, что вёсла тогда не сломались…

Нам очень повезло в биармах с дружным коллективом, каждый был неповторимой Личностью, которую все уважали. У нас был свой «профессиональный» юмор: мы постоянно «разыгрывали» соловецкую историю, распределяя роли соловецких героев меж собою – у нас были свои Малюта Скуратов и Филипп Колычев, был свой келарь, по-хозяйски распоряжавшийся нашим незатейливым хозяйством. Жили мы в Новобратском корпусе, где сейчас располагается Администрация музея-заповедника.

Священное биармовское братство чем-то напоминает пушкинский лицей. Дай Бог каждому иметь такое.

Шулакова Наталья Михайловна